"Славные страницы 71-го полигона"(Материал Игоря Жданова,1970гв,перенесённый с гостевой)
1964 год - это переломный год в мировой ядерной и термоядерной программе. А чем в это время занимался 71-й полигон - все хорошо знают из книги Серафима Михайловича Куликова.
Книга 2. Тоцкое войсковое учение (научно-публицистическая монография) генерал-лейтенант С.А. Зеленцов Посвящается 50-летию проведения Тоцкого войскового учения. под общей редакцией научного руководителя РФЯЦ ВНИИЭФ академика РАН В.Н. Михайлова
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ АТОМНОГО ОРУЖИЯ Проведению общевойсковых учений с применением реальной атомной бомбы предшествовали 5 лет разработки и испытаний ядерного заряда и самой бомбы на Семипалатинском полигоне, подготовки самолетов-носителей на 71 полигоне ВВС.
71 полигон ВВС был создан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г. с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. В те годы межконтинентальных баллистических ракет, способных доставить ядерный заряд до территории противника еще не существовало, поэтому первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их с дальнего бомбардировщика Ту-4.
Местом для 71 полигона ВВС был определен район поселка Багерово на Керченском полуострове в Крыму.
Сроки формирования 71 полигона, его оснащение техникой были приурочены к лету 1949 года, т.е. к первому испытанию ядерного заряда на Семипалатинском полигоне. В состав полигона входили три авиационных полка: 35-й отдельный смешанный бомбардировочный, 513 истребительный и 647 смешанный специального обеспечения.
Первым начальником Полигона был назначен Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.О. Комаров.
С этого времени 71 полигон ВВС стал главным центром в России, обеспечивающим проведение испытаний авиационного ядерного оружия, контроль радиоактивности воздушных масс при ядерных взрывах на отечественных и иностранных полигонах.
Яркую страницу в историю разработки и применения ядерного оружия внесли летчики 71 полигона ВВС во время проведения общевойскового учения с реальным применением атомной бомбы.
Для участия в учениях и реального применения атомной бомбы была выделена авиагруппа 71 полигона ВВС с местом базирования с 3 августа на аэродроме Владимировка вблизи г. Ахтубинска Астраханской области.
Авиагруппа включала два самолета-носителя Ту-4 с экипажами В.Я. Кутырчева и К.К. Лясникова, два самолета фотографа Ил-28, шесть истребителей МиГ-17, транспортный самолет Ли-2 и связной самолет Як-12. Руководил авиагруппой начальник 71 полигона ВВС генерал-майор В.А. Чернорез и его заместитель по научно-испытательной работе В.И. Киселев.
В задачи авиагруппы входили: • подготовка цели для визуального и радиолокационного прицеливания;
• подготовка экипажей и материальной части самолетов (Ту-4, Ил-28, МиГ-17) к выполнению задачи по сбрасыванию авиабомбы, с проведением не менее десяти тренировок с реальным сбрасыванием по цели макетов бомб без взрывателей;
• организация с 5 августа систематического сбора данных метеорологической обстановки на маршруте полета самолета-носителя и в районе учений;
• обеспечение полета самолета-носителя по установленному маршруту и вывод его в район цели в заданное время, организация непрерывного сопровождения самолета-носителя к цели самолетами Ил-28 или МиГ-17;
• обеспечение прямой и безотказной проводной (в том числе «ВЧ») и радиосвязи командного пункта руководства с аэродромом базирования и радиосвязи с самолетом-носителем;
• обеспечение безопасности самолета-носителя при возможном прекращении выполнения задания, возвращении на аэродром базирования или при посадке на один из ближайших запасных аэродромов.
По плану учений самолет-носитель Ту-4 в полете должны были сопровождать два самолета-фотографа Ил-28, один из них для фотографирования процесса развития радиоактивного облака, а другой – для фотографирования выхода атомной бомбы из бомбоотсека самолета.
Самолет-носитель в полете охранялся двумя истребителями МиГ-17.
Поскольку аэродром Владимировка находился от Тоцкого полигона на расстоянии около 800 км, а самолеты МиГ-17 по своим летно-техническим характеристикам не могли обеспечить сопровождение самолета-носителя до цели и вернуться обратно, были задействованы еще 4 истребителя МиГ-17 с базированием на аэродроме Сорочинск. Эти самолеты подменяли первую пару истребителей и обеспечивали охрану самолета-носителя до сброса атомной бомбы.
После окончания наземной подготовки, начиная с 12 августа, экипажи самолетов-носителей Ту-4, самолетов-фотографов Ил-28 и летчиков боевого охранения МиГ-17 приступили к тренировочным полетам.
Для прицельного визуального бомбометания центр цели обозначался квадратом ограниченным белой каймой, со сторонами длиной 150 метров. В середине квадрата был нанесен белый крест, а по боевому курсу полета углы из белых полос. Внутри квадрата устанавливались три уголковых отражателя для обеспечения радиолокационного прицеливания.
Учитывая характер местности без ярко выраженных ориентиров, на маршруте полета на основных его участках выставлялись пиротехнические посты, на которых в день учений должны были зажигаться дымовые шашки оранжевого цвета.
В трех пунктах развернули приводные радиостанции.
В 72 километрах от цели на маршруте полета дополнительно установили еще два уголковых отражателя.
Все эти меры были предприняты для обеспечения безошибочного бомбометания, так как цель (батальонный район обороны), располагалась в боевых порядках войск, а личный состав их отводился в день учений всего на расстояние 5 километров от цели. В тренировочных полетах при отработке бомбометания по цели штурманы летного экипажа В.Я. Кутырчева – В.В. Бабец, Л.В. Кокорин, В.Г. Батов и летного экипажа К.К. Лясникова – А.Н. Кириленко, К.К. Ревин, Р.И. Шергин – обеспечили высокую точность попадания в квадрат (отклонения составляли 50-60 метров).
За несколько дней до учения в авиагруппу прибыл И.В. Курчатов для ознакомления с ходом подготовки к учениям. На проведенном совещании И.В. Курчатов сообщил, что на учениях будет применена атомная бомба, и что в пяти километрах от цели будет находиться личный состав войск. Поэтому на всех, кто готовит авиатехнику и на летных экипажах лежит большая ответственность. Была показана и сама атомная бомба, которую с близкого расстояния наблюдать доводилось лишь немногим.
Наступило утро 14 сентября.
После подготовки и проверки летные экипажи приняли самолеты-носители Ту-4 с атомной бомбой на борту каждого. Следует доклад руководителю авиагруппы В.А. Чернорезу о готовности.
Информация о погоде: ясно, солнечно, ветер слабый, до двух баллов, юго-западного направления (откуда дует), облачность незначительная на высоте 10000 метров.
Поступает команда «По самолетам!» и начинается отсчет времени.
Экипажи обоих самолетов-носителей запускают двигатели. (До этого они не знали – кто полетит). С командного пункта о выруливании для взлета поступает команда экипажу В.Я. Кутырчева, двум самолетам Ил-28 и двум истребителям МиГ-17.
Экипаж второго самолета-носителя Ту-4 остался на аэродроме с работающими двигателями до прохода первым самолетом контрольного ориентира.
В 6.00 было объявлено по радио, что самолет-носитель вылетел.
Погода в районе учений начала ухудшаться.
В 9.20 руководитель учениями заслушал доклад о метеообстановке: ветер у земли усилился до 20 м/сек и изменил направление ближе к западному. Цель закрылась облачностью среднего яруса 5-7 баллов.
К выбору метеоусловий и обеспечению бомбометания предъявлялись особые требования нашедшие отражение в плане обеспечения безопасности. В частности:
- ветер (откуда дует) должен быть южного, юго-восточного, юго-западного направлений или, в крайнем случае, западного направления;
- экипаж самолета-носителя для выполнения практического бомбометания должен быть обеспечен совершенно точными метеорологическими данными;
- маршрут полета самолета-носителя должен проходить вне крупных населенных пунктов с севера на юг, параллельно фронту в удалении от войск не менее 5 км;
- самолет-носитель атомной бомбы должен сопровождаться самолетами-бомбардировщиками и истребителями, которые обязаны контролировать штурманские расчеты, вести разведку погоды и киносъемку, а также осуществлять охрану его в полете;
- с самолетом-носителем атомной бомбы должна быть обеспечена непрерывная связь, как с аэродрома, так и с командного пункта в районе учения;
- маршрут самолета-носителя должен быть оборудован приводными радиостанциями наведения и пиротехническими постами.
Для полета самолета-носителя был выбран маршрут, наиболее отвечающий требованиям обеспечения безопасности войск и местного населения, оборудован пиротехническими постами, приводными радиостанциями.
Все условия безопасности были выполнены, и руководство учениями приняло решение на сброс бомбы.
В 9 ч. 34 мин. штурман-бомбардир самолета-носителя Ту-4 В.В. Бабец сбросил атомную бомбу на цель с высоты 8000 м. Взрыв последовал через 48 секунд на высоте 350 метров.
Наступление корпуса обеспечивалось тремя бомбами, из них одной бомбой среднего калибра (атомная бомба мощностью около 40 кт) и двумя бомбами-имитаторами малого калибра
Две «бомбы-имитатора» предусматривалось использовать: одну для прорыва полосы обороны дивизии (главной полосы обороны) и одну бомбу малого калибра - для прорыва полосы корпусных резервов (второй полосы обороны).
Атомный удар по позиции полковых резервов наносился непосредственно перед началом артиллерийской подготовки продолжительностью 25 минут с тем, чтобы наступающие войска могли максимально быстро использовать результаты атомного взрыва, лишая противника возможности занять своими резервами участки обороны, подавленные атомные оружием. Нанесение реального атомного удара до начала артиллерийской и авиационной подготовки вызывалось также соображениями обеспечения безопасности.
По замыслу учений нанесение атомных ударов планировалось фронтом и осуществлялось специальной авиацией, подчиненной непосредственно командующему войсками фронта. На командующего воздушной армией возлагались задачи по прикрытию самолетов-носителей атомных бомб и обеспечению их выхода на цель.
Первая атомная бомба среднего калибра (реальная) была сброшена по батальонному району обороны (район с отметкой высоты 195,1) на позиции полковых резервов. Этот батальонный район представлял собой сильный узел сопротивления в глубине обороны, подавление которого нарушало устойчивость всей позиции полковых резервов обороняющихся, а также боеспособность основной группировки их артиллерии.
Нанесение реального атомного удара по батальонному району обороны у отметки 195,1 кроме тактических соображений обуславливалось также необходимостью обеспечения безопасности для крупных населенных пунктов, прилегающих к району учения.
Вторая бомба (имитатор) - малого калибра - сбрасывалась в ходе наступления по опорному пункту на тыловой позиции обороны обороняющихся в районе горы Петровская Шишка, который находился на направлении главного удара корпуса и являлся наиболее сильной частью тыловой позиции.
Третья бомба (имитатор) также малого калибра была предназначена для подавления обороняющихся в полосе корпусных резервов.
Последовательное, по мере развития наступления войск корпуса, нанесение "атомных" ударов в данной обстановке позволяло наступающим максимально использовать результаты этих ударов для прорыва оборонительных позиций и лишало обороняющихся возможности ликвидировать последствия атомных ударов и восстановить оборону до подхода наступающих войск.
На обороняющейся стороне намечалось применение только одной атомной бомбы (имитатора) малого калибра с целью обеспечения контратаки механизированной дивизии.
Планирование применения атомного оружия производилось в строгом секрете. Это было естественно, так как противник не должен был знать замыслов наступающих. Упоминание о применении атомного оружия в боевых приказах и других боевых документах от корпуса и ниже считалось недопустимым.
Командиру корпуса, начальнику штаба, командующим и начальникам родов войск и некоторым другим командирам, которым необходимо было знать о применении атомного оружия, сообщалось об этом при подготовке наступления. Войскам об этом сообщалось только за день до начала наступления.
Тоцкие учения были не трагедией для Багеровского полигона, а одной из самых ярких его страниц.
_________________ Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь
Последний раз редактировалось Elena 19 июл 2009, 16:46, всего редактировалось 1 раз.
|