Текущее время: 24 ноя 2024, 21:46

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: "Славные страницы 71-го полигона" и не только....
Новое сообщениеДобавлено: 02 июн 2009, 14:10 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 май 2009, 17:13
Сообщения: 650
Откуда: Ростов-на-Дону
"Славные страницы 71-го полигона"(Материал Игоря Жданова,1970гв,перенесённый с гостевой)

1964 год - это переломный год в мировой ядерной и термоядерной программе. А чем в это время занимался 71-й полигон - все хорошо знают из книги Серафима Михайловича Куликова.

Книга 2. Тоцкое войсковое учение (научно-публицистическая монография)
генерал-лейтенант С.А. Зеленцов
Посвящается 50-летию проведения Тоцкого войскового учения.
под общей редакцией научного руководителя РФЯЦ ВНИИЭФ академика РАН В.Н. Михайлова

ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ АТОМНОГО ОРУЖИЯ
Проведению общевойсковых учений с применением реальной атомной бомбы предшествовали 5 лет разработки и испытаний ядерного заряда и самой бомбы на Семипалатинском полигоне, подготовки самолетов-носителей на 71 полигоне ВВС.

71 полигон ВВС был создан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г. с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. В те годы межконтинентальных баллистических ракет, способных доставить ядерный заряд до территории противника еще не существовало, поэтому первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их с дальнего бомбардировщика Ту-4.

Местом для 71 полигона ВВС был определен район поселка Багерово на Керченском полуострове в Крыму.

Сроки формирования 71 полигона, его оснащение техникой были приурочены к лету 1949 года, т.е. к первому испытанию ядерного заряда на Семипалатинском полигоне. В состав полигона входили три авиационных полка: 35-й отдельный смешанный бомбардировочный, 513 истребительный и 647 смешанный специального обеспечения.

Первым начальником Полигона был назначен Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.О. Комаров.

С этого времени 71 полигон ВВС стал главным центром в России, обеспечивающим проведение испытаний авиационного ядерного оружия, контроль радиоактивности воздушных масс при ядерных взрывах на отечественных и иностранных полигонах.

Яркую страницу в историю разработки и применения ядерного оружия внесли летчики 71 полигона ВВС во время проведения общевойскового учения с реальным применением атомной бомбы.

Для участия в учениях и реального применения атомной бомбы была выделена авиагруппа 71 полигона ВВС с местом базирования с 3 августа на аэродроме Владимировка вблизи г. Ахтубинска Астраханской области.

Авиагруппа включала два самолета-носителя Ту-4 с экипажами В.Я. Кутырчева и К.К. Лясникова, два самолета фотографа Ил-28, шесть истребителей МиГ-17, транспортный самолет Ли-2 и связной самолет Як-12. Руководил авиагруппой начальник 71 полигона ВВС генерал-майор В.А. Чернорез и его заместитель по научно-испытательной работе В.И. Киселев.

В задачи авиагруппы входили:
• подготовка цели для визуального и радиолокационного прицеливания;

• подготовка экипажей и материальной части самолетов (Ту-4, Ил-28, МиГ-17) к выполнению задачи по сбрасыванию авиабомбы, с проведением не менее десяти тренировок с реальным сбрасыванием по цели макетов бомб без взрывателей;

• организация с 5 августа систематического сбора данных метеорологической обстановки на маршруте полета самолета-носителя и в районе учений;

• обеспечение полета самолета-носителя по установленному маршруту и вывод его в район цели в заданное время, организация непрерывного сопровождения самолета-носителя к цели самолетами Ил-28 или МиГ-17;

• обеспечение прямой и безотказной проводной (в том числе «ВЧ») и радиосвязи командного пункта руководства с аэродромом базирования и радиосвязи с самолетом-носителем;

• обеспечение безопасности самолета-носителя при возможном прекращении выполнения задания, возвращении на аэродром базирования или при посадке на один из ближайших запасных аэродромов.


По плану учений самолет-носитель Ту-4 в полете должны были сопровождать два самолета-фотографа Ил-28, один из них для фотографирования процесса развития радиоактивного облака, а другой – для фотографирования выхода атомной бомбы из бомбоотсека самолета.

Самолет-носитель в полете охранялся двумя истребителями МиГ-17.

Поскольку аэродром Владимировка находился от Тоцкого полигона на расстоянии около 800 км, а самолеты МиГ-17 по своим летно-техническим характеристикам не могли обеспечить сопровождение самолета-носителя до цели и вернуться обратно, были задействованы еще 4 истребителя МиГ-17 с базированием на аэродроме Сорочинск. Эти самолеты подменяли первую пару истребителей и обеспечивали охрану самолета-носителя до сброса атомной бомбы.

После окончания наземной подготовки, начиная с 12 августа, экипажи самолетов-носителей Ту-4, самолетов-фотографов Ил-28 и летчиков боевого охранения МиГ-17 приступили к тренировочным полетам.

Для прицельного визуального бомбометания центр цели обозначался квадратом ограниченным белой каймой, со сторонами длиной 150 метров. В середине квадрата был нанесен белый крест, а по боевому курсу полета углы из белых полос. Внутри квадрата устанавливались три уголковых отражателя для обеспечения радиолокационного прицеливания.

Учитывая характер местности без ярко выраженных ориентиров, на маршруте полета на основных его участках выставлялись пиротехнические посты, на которых в день учений должны были зажигаться дымовые шашки оранжевого цвета.

В трех пунктах развернули приводные радиостанции.

В 72 километрах от цели на маршруте полета дополнительно установили еще два уголковых отражателя.

Все эти меры были предприняты для обеспечения безошибочного бомбометания, так как цель (батальонный район обороны), располагалась в боевых порядках войск, а личный состав их отводился в день учений всего на расстояние 5 километров от цели.
В тренировочных полетах при отработке бомбометания по цели штурманы летного экипажа В.Я. Кутырчева – В.В. Бабец, Л.В. Кокорин, В.Г. Батов и летного экипажа К.К. Лясникова – А.Н. Кириленко, К.К. Ревин, Р.И. Шергин – обеспечили высокую точность попадания в квадрат (отклонения составляли 50-60 метров).

За несколько дней до учения в авиагруппу прибыл И.В. Курчатов для ознакомления с ходом подготовки к учениям. На проведенном совещании И.В. Курчатов сообщил, что на учениях будет применена атомная бомба, и что в пяти километрах от цели будет находиться личный состав войск. Поэтому на всех, кто готовит авиатехнику и на летных экипажах лежит большая ответственность. Была показана и сама атомная бомба, которую с близкого расстояния наблюдать доводилось лишь немногим.

Наступило утро 14 сентября.

После подготовки и проверки летные экипажи приняли самолеты-носители Ту-4 с атомной бомбой на борту каждого. Следует доклад руководителю авиагруппы В.А. Чернорезу о готовности.

Информация о погоде: ясно, солнечно, ветер слабый, до двух баллов, юго-западного направления (откуда дует), облачность незначительная на высоте 10000 метров.

Поступает команда «По самолетам!» и начинается отсчет времени.

Экипажи обоих самолетов-носителей запускают двигатели. (До этого они не знали – кто полетит). С командного пункта о выруливании для взлета поступает команда экипажу В.Я. Кутырчева, двум самолетам Ил-28 и двум истребителям МиГ-17.

Экипаж второго самолета-носителя Ту-4 остался на аэродроме с работающими двигателями до прохода первым самолетом контрольного ориентира.

В 6.00 было объявлено по радио, что самолет-носитель вылетел.

Погода в районе учений начала ухудшаться.

В 9.20 руководитель учениями заслушал доклад о метеообстановке: ветер у земли усилился до 20 м/сек и изменил направление ближе к западному. Цель закрылась облачностью среднего яруса 5-7 баллов.

К выбору метеоусловий и обеспечению бомбометания предъявлялись особые требования нашедшие отражение в плане обеспечения безопасности. В частности:

- ветер (откуда дует) должен быть южного, юго-восточного, юго-западного направлений или, в крайнем случае, западного направления;

- экипаж самолета-носителя для выполнения практического бомбометания должен быть обеспечен совершенно точными метеорологическими данными;

- маршрут полета самолета-носителя должен проходить вне крупных населенных пунктов с севера на юг, параллельно фронту в удалении от войск не менее 5 км;

- самолет-носитель атомной бомбы должен сопровождаться самолетами-бомбардировщиками и истребителями, которые обязаны контролировать штурманские расчеты, вести разведку погоды и киносъемку, а также осуществлять охрану его в полете;

- с самолетом-носителем атомной бомбы должна быть обеспечена непрерывная связь, как с аэродрома, так и с командного пункта в районе учения;

- маршрут самолета-носителя должен быть оборудован приводными радиостанциями наведения и пиротехническими постами.

Для полета самолета-носителя был выбран маршрут, наиболее отвечающий требованиям обеспечения безопасности войск и местного населения, оборудован пиротехническими постами, приводными радиостанциями.

Все условия безопасности были выполнены, и руководство учениями приняло решение на сброс бомбы.

В 9 ч. 34 мин. штурман-бомбардир самолета-носителя Ту-4 В.В. Бабец сбросил атомную бомбу на цель с высоты 8000 м. Взрыв последовал через 48 секунд на высоте 350 метров.

Наступление корпуса обеспечивалось тремя бомбами, из них одной бомбой среднего калибра (атомная бомба мощностью около 40 кт) и двумя бомбами-имитаторами малого калибра

Две «бомбы-имитатора» предусматривалось использовать: одну для прорыва полосы обороны дивизии (главной полосы обороны) и одну бомбу малого калибра - для прорыва полосы корпусных резервов (второй полосы обороны).

Атомный удар по позиции полковых резервов наносился непосредственно перед началом артиллерийской подготовки продолжительностью 25 минут с тем, чтобы наступающие войска могли максимально быстро использовать результаты атомного взрыва, лишая противника возможности занять своими резервами участки обороны, подавленные атомные оружием. Нанесение реального атомного удара до начала артиллерийской и авиационной подготовки вызывалось также соображениями обеспечения безопасности.

По замыслу учений нанесение атомных ударов планировалось фронтом и осуществлялось специальной авиацией, подчиненной непосредственно командующему войсками фронта. На командующего воздушной армией возлагались задачи по прикрытию самолетов-носителей атомных бомб и обеспечению их выхода на цель.

Первая атомная бомба среднего калибра (реальная) была сброшена по батальонному району обороны (район с отметкой высоты 195,1) на позиции полковых резервов. Этот батальонный район представлял собой сильный узел сопротивления в глубине обороны, подавление которого нарушало устойчивость всей позиции полковых резервов обороняющихся, а также боеспособность основной группировки их артиллерии.

Нанесение реального атомного удара по батальонному району обороны у отметки 195,1 кроме тактических соображений обуславливалось также необходимостью обеспечения безопасности для крупных населенных пунктов, прилегающих к району учения.

Вторая бомба (имитатор) - малого калибра - сбрасывалась в ходе наступления по опорному пункту на тыловой позиции обороны обороняющихся в районе горы Петровская Шишка, который находился на направлении главного удара корпуса и являлся наиболее сильной частью тыловой позиции.

Третья бомба (имитатор) также малого калибра была предназначена для подавления обороняющихся в полосе корпусных резервов.

Последовательное, по мере развития наступления войск корпуса, нанесение "атомных" ударов в данной обстановке позволяло наступающим максимально использовать результаты этих ударов для прорыва оборонительных позиций и лишало обороняющихся возможности ликвидировать последствия атомных ударов и восстановить оборону до подхода наступающих войск.

На обороняющейся стороне намечалось применение только одной атомной бомбы (имитатора) малого калибра с целью обеспечения контратаки механизированной дивизии.

Планирование применения атомного оружия производилось в строгом секрете. Это было естественно, так как противник не должен был знать замыслов наступающих. Упоминание о применении атомного оружия в боевых приказах и других боевых документах от корпуса и ниже считалось недопустимым.

Командиру корпуса, начальнику штаба, командующим и начальникам родов войск и некоторым другим командирам, которым необходимо было знать о применении атомного оружия, сообщалось об этом при подготовке наступления. Войскам об этом сообщалось только за день до начала наступления.

Тоцкие учения были не трагедией для Багеровского полигона, а одной из самых ярких его страниц.

_________________
Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь


Последний раз редактировалось Elena 19 июл 2009, 16:46, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: "Славные страницы 71-го полигона"
Новое сообщениеДобавлено: 02 июн 2009, 14:11 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 май 2009, 17:13
Сообщения: 650
Откуда: Ростов-на-Дону
Донская Нина

Не зарегистрирован
Отправлено: 17.11.06 17:46. Заголовок: Re:

Британская газета The Sunday Times в воскресенье опубликовала интервью с 78-летним Константином Лясниковым, в советское время служившим в элитном летном подразделении, пилоты которого сбрасывали ядерные бомбы во время испытаний. За время своей службы Лясников сбросил 14 бомб.
По рассказам летчика, Лясникова и его товарищей заставляли после сброса бомб пролетать через облака ядерных взрывов, так называемые "ядерные грибы", для того чтобы военные специалисты смогли изучить воздействие этих взрывов на человека и на технику.

В частности, Лясников сообщил подробности одного из таких экспериментов, когда его заставили пролететь на бомбардировщике ТУ-16 сквозь ядерный взрыв на высоте 300 метров.

"Это было ужасно, - сказал Лясников. - Самолет очень сильно трясся, и штурвал выскальзывал из моих рук. Было так жарко, что я почти не мог дышать. Я не видел горизонта и летел в верхнюю часть ядерного гриба, которая при этом увеличивалась. Это был сущий ад - красный, потом желтый. Появились несколько грибов меньших размеров. Меня накрыло жаром. Я снял куртку и свитер, расстегнул рубашку и увидел, что грудь покрывается сыпью. То, что я испытал, я не пожелал бы худшему врагу."

Впоследствии Лясников получил орден Ленина за храбрость. По данным The Sunday Times, он - один из немногих до сих пор живых членов секретного подразделения, известного как "Багеровское". Оно было сформировано в 1947 году специально для сбрасывания атомных и водородных бомб и базировалось в Крыму, в нем служили около 40 специально подобранных и обученных военных. Всего силами этого подразделения было сброшено 178 бомб в период с 1949 по 1962 годы, после чего ядерные испытания были прекращены. После этого эскадрилья выполняла разведывательные задания, а в 1972 году ее расформировали. СССР, по данным британской газеты, проводил подземные ядерные испытания до 1990 года.

Ядерные бомбы в основном тестировались на полигонах в районе Семипалатинска в Казахстане и на острове Новая Земля. Как пишет The Sunday Times, именно Лясников сбросил там в 1961 году бомбу, в 250 раз более мощную, чем та, которую сбросили на Хиросиму в 1945 году.

Как известно, 30 октября 1961 года в небе над Новой Землей был произведен самый мощный атомный взрыв в мировой истории - свыше 50 мегатонн в тротиловом эквиваленте (в результате, в частности, по некоторым данным, вылетели стекла из окон в некоторых домах в прибрежных населенных пунктах в Норвегии, а взрывная волна три раза обошла Землю).

Место службы Лясникова было настолько секретным, что только в 1992 году летчик смог рассказать о своей работе жене.

Некоторые пилоты базs под кодовым названием "Полигон 71", где служил Лясников, по некоторым данным, умерли от рака и лейкемии, что, возможно, явилось следствием воздействия радиации, пишет британская газета. Лясников сказал, что он сам ничем не страдал, хотя однажды посетил место ядерного взрыва на следующий день после его проведения.


Ссылки по теме
- Pilots flew into A-bomb blasts - Sunday Times, 14.01.2001
- Российско-британские спецслужбы развязали "мемуарную войну" - SMI.Ru, 15.01.2001
- На "Армагеддон" Хрущев не согласился - Российская газета, 10.11.2000

_________________
Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: "Славные страницы 71-го полигона"
Новое сообщениеДобавлено: 02 июн 2009, 14:11 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 май 2009, 17:13
Сообщения: 650
Откуда: Ростов-на-Дону
Жданов И.В.
постоянный участник


Пост N: 4
Зарегистрирован: 03.11.06
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: + 0 -

Отправлено: 17.11.06 21:40. Заголовок: Испытание первой авиационной термоядерной бомбы

22 ноября 1955 г. была испытана первая в мире авиационная термоядерная бомба

Попытка взорвать эту бомбу небывалой по тем временам мощности (1,6 Мт) предпринималась двумя днями раньше, но оказалась драматичной, грозившей непредсказуемыми последствиями.
Ранним утром 20 ноября 1955 г. из сборочного здания стартовой площадки Семипалатинского полигона на специальной тележке выкатили полностью снаряженную водородную бомбу и подвесили к бомбардировщику ТУ-16. Командир экипажа Федор Головашко поднял самолет в небо.
До места метания было не более 100 км. Однако прошло уже около двух часов, а взрыва все не было. Более того, поступил приказ срочно готовить аэродром для посадки бомбардировщика со страшным грузом.
Оказалось, отказал радиолокационный прицел самолета-носителя и резко изменилось направление ветра. Были приняты меры по очистке ото льда посадочной полосы, ее посыпали песком и опилками.
Командир экипажа мастерски посадил самолет. Возможная катастрофа была предотвращена. Готовая к взрыву водородная бомба была возвращена в сборочное помещение.
Подполковнику Е. А. Негину и мне руководство испытаний поручило неотлучно находиться у бомбы с целью предотвращения доступа к ней кого бы то не было. Двое суток мы не смыкали глаз.
Утром 22 ноября 1955 г. указанную бомбу снова подвесили к самолету, и он взлетел.
Я и Е. А. Негин вместе с генералами П. М. Зерновым, Н. И. Павловым и Б. Г. Музруковым, полковником Н. Ф. Ершовым поехали на командный пункт, расположенный в 60-70 км от эпицентра взрыва.
На своеобразной смотровой площадке, представлявшей собой невысокий деревянный помост, стояли руководители испытания. Вдруг в небе возникла огромная яркая вспышка. Над горизонтом появился бело-желтый круг, который превращался сначала в оранжевый, а затем в ярко-красный. Над полигоном поднялось огромное облако. Из него вырастал гигантский "гриб".
Я. Б. Зельдович крикнул: "Ложись!" Все, в том числе и "отец" водородной бомбы А. Д. Сахаров быстро кинулись на землю.
Прижавшись к холодной земле, я даже через теплую одежду ощутил две волны горячего воздуха. Вокруг был слышен треск и грохот, звон разбитого стекла. Выбитыми оказались двери и окна зданий военного городка, с некоторых из них была сорвана кровля. Во многих местах вокруг эпицентра воздушной и ударной волнами были выдавлены большие глыбы грунта.
Жители городка не пострадали, так как предусмотрительно были эвакуированы в степь. Через несколько минут после взрыва, когда пыль поднялась и перемешалась с облаками, образовалась свинцово-черная туча. Она надвигалась на лабораторные корпуса и жилой городок...
Участников испытаний, выехавших на автомашинах в г. Семипалатинск, туча сопровождала на всем пути движения.
Испытание двухступенчатого водородного заряда, произведенное под руководством академика И. В. Курчатова, главного маршала артилерии И. М. Неделина и генерала Б. Л. Ванникова, при участии генералов П. И. Павлова и Б. Г. Музрукова, академиков А. Д. Сахарова и Я. Б. Зельдовича и других ученых и специалистов, составило особую страницу в истории разработки ядерного оружия в нашей стране. Оно открыло новые пути в конструировании термоядерных зарядов, в том числе и для межконтинентальных баллистических ракет.
Многие участники разработки, изготовления и испытания бомбы РДС-37 были отмечены высокими государственными и правительственными наградами. Трижды героями Социалистического Труда стали И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович, дважды - А. Д. Сахаров. Кроме того, они стали первыми четырьмя лауреатами Ленинской премии.


Для справки Головашко - военнослужащий полка, базировавшегося в Багерово. И сам бомбардировщик Ту-16 и его экипаж были из данного полка.

_________________
Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: "Славные страницы 71-го полигона"
Новое сообщениеДобавлено: 02 июн 2009, 14:12 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 май 2009, 17:13
Сообщения: 650
Откуда: Ростов-на-Дону
Жданов И.В.
постоянный участник


Пост N: 5
Зарегистрирован: 03.11.06
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: + 0 -

Отправлено: 17.11.06 22:06. Заголовок: Испытания самого крупного термоядерного заряда.

30 октября 1961 года. На Северном испытательном полигоне Новая Земля был испытан термоядерный заряд мощностью 50 мегатонн ТЭ.

Решение о разработке и изготовлении сверхмощного термоядерного заряда и проведении его воздушных испытаний было принято Правительством СССР в ноябре 1955 года. Ожидаемая масса разработанной под руководством А.Д.Сахарова "супербомбы – изделие-202" составила порядка 26 тонн. Для ее доставки к месту испытания в конструкторском бюро А.Н.Туполева была осуществле-на модернизация самолета ТУ-95, получившего индекс ТУ-95-202. Доработка самолета в качестве носителя была выполнена в 1956 году на летно-доводочной базе ОКБ -156 Министерства авиационной промышленности СССР в г. Жуковском. Самолет был оборудован двумя пультами управления, размещаемыми в кабине пилотов: пультом управления автоматики "изделия" и пультом управления системой обогрева "изделия". Поскольку из-за своих габаритов "изделие 202" не могло было быть размещено в бомбовом отсеке самолета, для его подвески было разработано специальное устройство, обеспечивавшее подъем "изделия" к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках. В 1956 году на полигоне 71 ВВС начались натурные испытания самолета-носителя ТУ-95-202 и "супербомбы" (вес – 26 т, длина – 8 м, диаметр – 2 м).
Вместе с отработкой аэробаллистических характеристик "изделия" испытывалась его автоматика и система обогрева, а также бортовая радиотелеметрическая аппаратура.
Научное руководство испытаниями "изделия 202" осуществлял Г.А.Цырков. Для повышения безопасности экипажа самолета при испытании, в случае отказа парашютной системы авиабомбы, в автоматику "изделия" было введено блокирующее устройство, исключающее возможность взрыва "изделия" ранее установленного с момента сбрасывания времени (200 секунд) и на не заданной высоте подрыва (около 4000 метров). К началу 1957 года уникальный испытательный комплекс был полностью отработан, но сами испытания были "заморожены" на четыре года и состоялись на Северном испытательном полигоне Новая Земля только 30 октября 1961 года.
Подготовка к проведению испытания началась в сентябре. Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета-носителя. С этой целью 20 сентября и 2 октября самолет ТУ-95-202 с командиром экипажа А.Е.Дурновцевым в составе группы самолетов Дальней авиации выполнил полеты в район полигона, где в это время проводились воздушные испытания термоядерных зарядов (сброс авиабомб производился с самолета ТУ-16 под командованием В.Ф.Мартыненко). В ходе второго полета на самолете ТУ-95-202 произошел отказ одного из двигателей и он был вынужден возвратиться на аэродром "Оленья" досрочно.
6 октября. Экипаж А.Е.Дурновцева совершил вылет на полигон со смонтированным в корпусе "супербомбы" термоядерным зарядом мощностью 4000 кт ТЭ. После завершения всех намеченных контрольных испытаний было принято решение о проведении испытания основного заряда. Руководителем испытания "супербомбы" был назначен Н.И. Павлов. В руководство испытаниями вошли Н.И.Сажин, В.А.Чернорез, К.С.Москаленко и др. Непосредственная подготовка "изделия" к испытания производилась специалистами Министерства среднего машиностроения СССР под руководством Е.А.Негина и Е.И.Забабахина. Выполнение задания по сбросу "изделия 202" на площадку Д-2 полигона была поручена экипажу самолета-носителя в составе: командир корабля майор А.Е.Дурновцев, ведущий штурман майор И.Н.Клещ, старший оператор радиолокатора старший лейтенант А.С.Бобиков, старший бортинженер майор Г.М.Евтушенко, оператор радиолокатора капитан технической службы А.Ф.Прокопенко, командир огневых установок капитан технической службы В.М.Снетков, стрелок-радист старший лейтенант М.П.Машкин, стрелок-радист ефрейтор В.Я.Болотов.
Самолет-носитель с "супербомбой" в полете сопровождал самолет-лаборатория ТУ-16 под командованием подполковника В.Ф.Мартыненко. В состав экипажа входили: второй пилот старший лейтенант В.И.Муханов, ведущий штурман майор С.А.Григорюк, штурман-оператор радиолокатора майор В.Т.Музланов, стрелок-радист старший сержант М.Е.Шумилов.
Взлет самолета-носителя ТУ-95-202 был произведен с аэродрома "Оленья" в 9 часов 27 мин. В 11 часов 30 мин. с высоты полета 10500 метров бомба была сброшена на площадку Д-2 в районе Маточкина Шара. Отделение бомбы от самолета прошло нормально, хотя он, по определению летчиков, как бы "сел на хвост". Через несколько секунд началось последовательное срабатывание каскада вытяжных парашютов: первым раскрылся парашют площадью 0,5 кв. м, вторым - площадью 5,5 кв. м, затем одновременно три по 42 кв. м, которые извлекли основной парашют площадью 1600 кв.м. "Изделие" начало плавно снижаться. На 188 сек. после отделения бомбы от самолета остров Новая Земля был озарен длительным свечением небывалой яркости. В момент вспышки, которая продолжалась в течение 65-70 сек., самолет-носитель находился от взрыва на удалении более 45 кv, а самолет-лаборатория - 55 км. После окончания светового воздействия на самолетах были отключены автопилоты - в ожидании прихода ударной волны летчики перешли на ручное управление. Ударная волна воздействовала на самолеты многократно, начиная с удаления от взрыва на 115 км для носителя и 250 км - для самолета-лаборатории. По возвращении на аэродром экипажи могли наблюдать облако взрыва на расстоянии до 800 км. По результатам самолетных и наземных измерений мощность произведенного взрыва была оценена в 50 мегатонн ТЭ, что соответствовало проектным данным. За проявленные мужество, отвагу и героизм при испытании самой мощной термоядерной бомбы майору А.Е.Дурновцеву, майору И.Н.Клещу, подполковнику В.Ф.Мартыненко было присвоено звание Героя Советского Союза. Трижды Героями Социалистического Труда стали А.Д.Сахаров и Е.П.Славский. Многие ученые, конструкторы, работники промышленных предприятий и испытатели были удостоены высоких правительственных наград.

_________________
Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: "Славные страницы 71-го полигона"
Новое сообщениеДобавлено: 02 июн 2009, 14:12 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 май 2009, 17:13
Сообщения: 650
Откуда: Ростов-на-Дону
песня из фильма об испытаниях советской атомной бомбы на Тоцком полигоне.

"Я лечу напролом через хрупкую синь
У меня под крылом пятьдесят Хиросим.
У меня под рукой архимедов рычаг
Я могу хоть сейчас мировую начать.
..................................
Земля перевернется ее не спасти
Ничего не останется кроме пустынь.
...................................
Каждый раз вылетаешь курсом прямо на ад
И вернешься не знаешь на Землю назад.
И вернутся на базу на склад иль на слом
пятьдесят Хиросим что висят под крылом.
....................................
Земля перевернется ее не спасти
Ничего не останется кроме пустынь."
.........................................

_________________
Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB