История п.Багерово.
Роман Зимнухов, наш выпускник 2002г, рассказывает об истории поселка Багерово.
“Посёлок Багерово в период Великой Отечественной войны выглядел совершенно не так, как сегодня.
В границах современного населённого пункта находилось ряд поселений, имеющих отдельные названия и характерный состав местного населения.
А еще ранее на карте в 19 веке появился рабочий посёлок камнетёсов в районе современного карьера. В народе его прозвали Вишнёвкой, так как здесь на каждой улице растут вишневые деревья.
В разные периоды закрытые каменоломни находились в собственности разных помещиков – в архивах упоминается фамилия Мясников. Рядом расположились владения экономии испанского консула в Одессе Франциско Багуера и Рибаса, в честь которого впоследствии и назвали Багерово.”
****Но есть и противоречивые данные о том, что поместье на территории нынешнего Багерово было приобретено немцем Баугером в 1897 году, имение площадью 5,2 десятины. Поместье располагалось, как свидетельствуют документы Керченской управы 1897 года на территории нынешнего поселения, в которой в те времена проводились разработки каменоломен Керчь-Еникальской городской управой по инициативе городского головы Евстафия Дмитриевича Ходжолупо.
С конца 1890 г.с развитием камнедобывающего промысла старое название поместья Баугер было упрощено и стало именоваться Багерово. Как следует из архивных документов, еще в 1908 году, согласно протоколов заседаний городской думы 1908-1910 гг, конкретно от 30 мая 1908 года большинством голосов постановили «… пожертвовать Катерлезскому Георгиевскому женскому общежительному монастырю на постройку церкви и школы в г. Керчи на Сенной площади городской камень, находящийся на складе возле Багеровских каменоломен (3000 штук)…»
В архивных документах более раннего периода встречается информация,что еще в 1860 году камень для крепости «Керчь» использовался для строительства стен (казарм) из багеровского и аджимушкайского камня. Багеровская каменоломня находилась в отдаленности от города, на земле помещика Баугера и разрабатывалась менее других по причине отдаленности от города. В мае 1860 года в ней работало 20 пильщиков и штука камня стоила до 5 копеек, доставка до 4 копеек за штуку, так что на стройке кубическая сажень багеровского камня обходилась 30-35 рублей серебром.
Багеровские каменоломни – это подземные выработки и образовались они в результате добычи известняка. Время добычи камня 1910-1950 гг, состояли их трех систем. Общая протяженность более 18 км.
В 1900 году закончено строительство железной дороги до г. Керчи, и в статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года в Сарайминской волости Феодосийского уезда значится уже железнодорожный разъезд Багерово, находящийся в 15 км от г. Керчи.
По Постановлению Крымревкома от 08.01.1921 г. была упразднена волостная система и селение включили в состав Керченского уезда, в октябре 1923 года преобразованного в Керченский район. Когда закрепился вариант названия Багерово, точно не установлено, на карте Крымского статистического управления за 1922 год оно уже присутствует. В 1925 году из нескольких мелких колхозов был создан колхоз «Россия» с центральной усадьбой Багерово, в советское время один из успешных колхоз-миллионер, имел свои виноградники, консервный заводик, маслозавод и винзавод. Была своя мельница, пекарни, животноводческие фермы. Колхоз был одним из лидеров в районе по производству семенного материла зерновых культур.
В советский период было создано карьероуправление, которым более других местным запомнился гражданин Белый.
Роман Зимнухов рассказывает дальше “В западной части посёлка находилось поселение Первомайское, состоящее из переселенцев с территории степного Приазовья, населённые пункты которых попали в зону созданного в 1939 году филиала Крымского испытательного полигона.
Территория северной части посёлка от железной дороги была опутана сетью узкоколеек, по которым отгружали строительный известняк для нужд большой страны.
Согласно архивной документации, с эстакад Багеровской платформы отправлялся камень местной скалы на многие железнодорожные узлы линии Курской железной дороги для обустройства и капитальной застройки крупных станций и частных домовладений. ”
****Согласно списку населенных пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, на железнодорожной станции Багерово Маяк-Салынского сельсовета Керченского района, числилось 3 двора, население составляло 15 человек, из них 11 русских, 4 украинцев. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года в селе проживало 665 человек.
И снова возвращаемся к рассказу Романа Зимнухова – “Уже летом 1941 года, когда началась война, мужское население посёлка начали отправлять на фронт. Кого-то забирали прямо во время уборочной страды, кто-то отправлялся добровольцем. Были и те, кто откровенно прятался, и впоследствии пополнял ряды полицаев, сотрудничавших с оккупационным режимом, состоявшим из немцев и большей частью румын.
До 500 мирных жителей с коровами и хозяйственным инвентарём после второй волны оккупации Керченского полуострова, начавшейся в мае 1942 года, были вынуждены спуститься в каменоломни.
В годы оккупации здесь действовал партизанский отряд «шахта Багерово» под руководством работавшего в мирное время проходчиком-инженером Багеровской скалы Степаном Париновым (24 октября 1943 — 5 марта 1944 года), костяк которого состоял из военнослужащих и бежавших из лагерей военнопленных.
Руководитель партизанского отряда погиб от рук гитлеровцев в апреле 1944 года за несколько дней до освобождения Керченского полуострова от немецко-фашистских захватчиков. ”
****Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Крыма в районе поселка был построен аэродром, обеспечивающий связь Керчи с неоккупированной территорией, который неоднократно переходил из рук в руки в ходе военных действий. В период с апреля по май 1942 года на аэродроме размещались полки 15 ударной авиационной группы Ставки ВГК, выполняющих авиационную поддержку обороняющихся войск Крымского фронта.
*В период 1941-1944 гг. в районе поселка функционировал небольшой аэродром, как считалось тогда, но он обеспечивал связь Керченского полуострова с Большой землей. На месте южной части современных рулёжек Багеровского аэродрома располагалась полуторакилометровая взлётно-посадочная полоса, к которой от железнодорожной линии также была проложена узкоколейка, по ней доставлялся смертоносный груз для немецкой авиации. Здесь базировалась истребительная группа люфтваффе II./JG 52 с ноября 1943 по март 1944 годов.
Именно она совершала налёты на территорию Крыма и Прикубанья. По мере прилета в Багерово, немецкие летчики сразу же вступали в бой. Кого 1 ноября встретили в небе над Багерово советские летчики? Это были хорваты. Они входили в 15.(Kroat)/JG52, которая 21 октября прибыла на аэродром Багерово, в 15 км западнее Керчи. Это была отдельная эскадрилья в составе JG52, действовавшая совместно с другими авиагруппами, но не подчинявшаяся им.
В эскадрилье на тот момент насчитывались 15 летчиков во главе с обер-лейтенантом Мато Дуковачем. Все они были добровольцами, носили форму люфтваффе и имели немецкие звания, соответствующие их званиям в хорватской авиации. Внешне отличить их можно было лишь по специальному знаку на левой стороне мундира, указывавшему на принадлежность к Хорватскому воздушному легиону.
Полеты на аэродром Багерово под Керчью считались особенно опасными для нашей авиации. Более 400 стволов зенитной артиллерии различного калибра, сотни крупнокалиберных пулеметов, около 150 прожекторов прикрывали этот аэродром, служивший основной воздушной базой обеспечения фашистов на побережье. Появилась здесь и новинка – комплекс прожекторов, сопряженных с радиолокатором. При обнаружении РЛС советского самолета, немедленно включались прожектора с мощными разноцветными лучами.
Из рассказа Романа мы узнаем, что в 500 метрах северо-западнее современного поселкового совета за забором из колючей проволоки находился один из местных концентрационных лагерей с печально известной башней, под которой по сей день покоятся сотни убитых военнопленных и мирных жителей, ставших подневольными узниками лагеря. Фашисты использовали труд заключённых и мирных жителей для обслуживания аэродрома.
****Во время войны недалеко от поселка в противотанковом рву, который был выкопан в августе 1941 года как оборонительный объект на подступах г. Керчи, было расстреляно семь тысяч советских граждан, в связи с проводившимися немцами в ноябре-декабре 1941 года массовыми расстрелами. Весь мир узнал о зверствах фашизма.
В истории ров называется Багеровский, но по факту он расположен в с. Октябрьское, там и установлен памятник погибшим.
**С 1947 по 1972 г. в Багерово функционировал 71й полигон. Все деревни, которые располагались на территории полигона, были переселены и объединены, так началось строительство в поселке новых домов, школ, детских садов, больниц и домов культуры.
Решение о создании 71-го полигона ВВС для авиационного обеспечения ядерных испытаний было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г. и приказом министра обороны от 27 августа 1947 г.
При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.
Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома.
Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского оз., а западная — к Казантипскому заливу.
На отведенной территории все бывшие аэродромные сооружения и взлетно-посадочная полоса были разрушены, жилой фонд отсутствовал. К этому следует добавить, что в районе будущего гарнизона не было дорог, источников водоснабжения, отсутствовала линия электропередачи.
На долю руководства полигона выпала необычайно сложная и ответственная задача по строительству необходимых производственно-служебных сооружений, созданию казарменного и жилого фонда для личного состава и других объектов. Необходимо было уже со следующего 1948 г. приступить к летным испытаниям разрабатываемых изделий.
К первоочередным объектам строительства относились:
— сооружение взлетно-посадочной полосы, стоянки для самолетов и командного пункта управления полетами;
— приспособление оставшихся полуразрушенных сооружений и строительство вновь лабораторно-испытательных объектов для проведения наземных испытаний изделий и подготовки их к летным испытаниям при сбрасывании с самолетов;
— строительство цели для бомбометания;
— прокладка от ближайшей станции железнодорожных путей к разгрузочной рампе и складам гсм.
Параллельно с этим велось строительство казарм, жилья, объектов соцкультбыта, электро — и водоснабжения и отопления гарнизона. Со стороны ВВС, МО и других ведомств проявлялась всесторонняя помощь в строительстве и обеспечении гарнизона необходимым оборудованием при строжайшем контроле сроков введения объектов в строй.
Вначале полеты выполнялись с впп, покрытой металлическими плитами. Строительство этой полосы в срочном порядке было выполнено как внеочередное. В последующем была сооружена впп с железобетонным покрытием и созданы соответствующие аэродромные системы, обеспечивающие полеты в дневных и ночных условиях всех существовавших и проектировавшихся в то время самолетов.
В сравнительно короткое время казарменная и жилая зоны городка были благоустроены. Решены проблемы электро-, водо- и теплоснабжения, проблемы канализации.
Построены солдатский клуб и гарнизонный Дом офицеров на 620 мест,
две гостиницы, госпиталь и поликлиника, четыре магазина,
образцовая средняя школа(теперь Багеровская средняя школа №1 имени генерала В.А.Чернореза), детский сад, пионерский лагерь на 200 мест.
****В 1960 годах поселок Багерово получил статус поселка городского типа. Указом Президиума Верховного Совета УССР» Об укреплении сельских районов Крымской области» от 30.12.1962 года, Багерово присоединили к Ленинскому району.
**В 1972 г. 71-й полигон прекратил свое существование как самостоятельная организация и по директиве Генерального штаба МО был реорганизован в 10 Управление при 8 ГНИИ ВВС с дислокацией в р-не г. Ахтубинска.
За четверть века здесь выполнен большой объем работ по авиационному обеспечению ядерных испытаний, отработке и испытаниям образцов ядерного оружия для авиации ВВС и ВМФ, средств их эксплуатации и боевого применения. До введения в 1962 г. моратория на ядерные испытания 71-м полигоном ВВС обеспечили — 180 воздушных ядерных испытаний при сбрасывании ядерных бомб с семи типов самолетов-носителей.
В Багерово в 1952-1953 гг принимал участие в летных испытаниях дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР полковник Амет-Хан Султан,
о чем свидетельствует мемориальная доска, установленная на здании Багеровского Дома офицеров.
****На землях полигона был создан военный совхоз Азовский 1970-80 гг Министерства обороны СССР, что увеличило территорию поселка, его жилищный фонд. В это время в поселке проживало 11-12 тысяч жителей.
***Осенью 1972г в Багерово перевели отдел подготовки штурманов (ОПШ) Ейского ВВАУЛ, а первые курсанты 3 курса лётных и штурманских училищ прибыли 10 ноября 1972 года. Курсанты 4 курса ОПШ прибыли из отпуска позже, но тоже в ноябре. Первый выпуск ОПШ был в октябре 1973г. Весной 1974 г ОПШ переделали в состав Ворошиловградского ВВАУШ им.Пролетариата Донбасса.
Через некоторое время в филиале начали набор и обучение с первого курса. Филиал училища просуществовал по 1996 год.
Затем училище расформировали. Многие преподаватели переехали в г.Ейск.
288-й истребительный авиаполк в Багерово служил учебной базой ВВВАУШ. Чуть позже учебная база и аэродром стали выполнять роль центра переподготовки штурманов после военных училищ всего СССР. В 1994 году последние сорок выпускников училища уехали в Россию. С 1998 года аэродром не эксплуатируется, заброшен.
Опорным пунктом культуры в военном городке Багерово всегда был Дом офицеров, это довольно большое фундаментальное здание, где в свое время располагалась прекрасная библиотека, после развала Союза от нее мало что осталось, и по сведениям остатки книжного фонда были переданы в музей-крепость «Керчь».
В настоящее время в Багерово функционируют две общеобразовательные школы, районная больница, сельский дом культуры(бывший Дом офицеров), отделение почты и завод марочных коньяков, числится около 50 улиц, с запада на восток поселок пересекает железная дорога Джанкой-Керчь.
Поселок имеет свою церковь(бывший дом Чернореза В.А.)
Численность по последней переписи в 2016 г. – 5.5 тысяч человек. Визитной карточкой поселка Багерово еще с тех далеких времен остается скульптура летчика на территории железнодорожного вокзала.
Жизнь в Багерово изменилась, но продолжилась. Жизнь была нелегкая, невеселая, без воды, газа, без отопления, годы были испытанием для многих людей. Но люди справились.
В 2014 году Крым вернулся в родную гавань, в Россию.
Начались изменения, реконструкции, строительства, новые проекты.
История продолжается, так как жизнь продолжается.
*из книги М.Зефирова “Воздушная битва за Крым.”
**Текст о 71м полигоне взят с сайта militera.lib.ru, проект «Военная литература», Куликов С. М. — Авиация и ядерные испытания, обработка
***Из воспоминаний участников тех событий и местных жителей(прим.автора)
**** источник https:© KERCH.COM.RU
……………………….
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Оставить комментарий