2015

Список класса отсутствует.

Школьные годы:

2й класс 2005г(выпуск 2015)

……………………

Страница в разработке.Приносим извинения за причиненные неудобства и будем благодарны за помощь в предоставлении информации и фотографий.

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

Добавлены фотографии

Администрация сайта благодарит за помощь Березу Любовь (выпуск 1981г) и предоставление фотографий выпусков 2001г, 2004г, 2008г, 2015г.

С уважением, Администрация сайта.

ЛАПТЕВ Андрей Александрович (1959-2021)

ЛАПТЕВ Андрей Александрович (1959-2021)

Лаптев Андрей

Герой Российской Федерации (20.09.2005), летчик-испытатель I класса, полковник.

Родился 5 февраля 1959 года в г.Керчь Крымской области. Начинал учебу в Багеровской средней школе, по 1972г. Окончил среднюю школу в Ахтубинске.

С 1976 года — в армии.
В 1980 году окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков.
В 1981–1987 гг. – помощник командира корабля – правый летчик, командир корабля авиационного отряда 1 авиационной эскадрильи, командир корабля авиационного отряда 2 авиационной эскадрильи, командир корабля авиационного отряда «Спецназ» 1 авиационной эскадрильи отдельного смешанного авиационного полка государственного научно-испытательного института им. В.П.Чкалова, в/ч 49680 (г.Ахтубинск Астраханской области).
В 1986г. окончил Московский авиационный институт.
В 1989 году – окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей (ЦПЛИ) Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС.
С 1989 года на лётно-испытательной работе в 929-м Государственном лётно-испытательном центре имени В.П.Чкалова Министерства обороны РФ (г.Ахтубинск).
С 2003 года заместитель начальника ГЛИЦ имени В.П.Чкалова по лётной подготовке. Провёл большой курс работ по испытание самолётов разных типов и модификаций. Внёс большой вклад при испытательных работах на самолётах Су-24 и Су-34.

Указом Президента Российской Федерации № 1101 от 20 сентября 2005 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, заместителю начальника по лётной подготовке – старшему лётчику-испытателю Государственного лётно-испытательного центра имени В.П.Чкалова полковнику А.А.Лаптеву присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда» (№ 858).

В 2008-2009 годах временно исполнял обязанности начальника ГЛИЦ имени В.П.Чкалова.
Жил и работал в городе Ахтубинск Астраханской области, после увольнения из армии – в г.Москва.
Умер 30 января 2021 года. Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищинском районе Московской области.

В Багеровской средней школе силами одноклассников Андрея Александровича установлена мемориальная доска на фасаде школы. Открыта 19 мая 2022г на здании Багеровской средней школы №1 п.Багерово, Ленинского района, Крым, Россия. На торжественном мероприятии по открытию памятного знака присутствовали представители Администрации посёлка, ветераны Багерово, члены общественной организации ветеранов города-героя Керчи, в том числе, семья Андрея Александровича, его коллеги и почётные гости.

ЛАПТЕВ Андрей Александрович, наш земляк и одноклассник

Награждён тремя орденами Мужества (25.05.2000, 12.02.2001, 28.11.2001), орденом «За военные заслуги» (23.03.2000), «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, медалями, в том числе «За спасение погибавших» (23.02.1998).

Память об Андрее Лаптеве живет

С уважением, Администрация сайта

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

ЧЕРНОРЕЗ Виктор Андреевич (31.01.1910 – 08.07.1980)

Ветеран Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант, инженер.
Наша школа с гордостью несет имя ее основателя Чернорез Виктора Андреевича. 08 июля 2021 года в Администрации Ленинского района Республики Крым состоялось заседание Комиссии по присвоению имен Героев Советского Союза, Героев России, Героев Труда, выдающихся деятелей науки и техники, культуры и производства, выдающихся выпускников общеобразовательным организациям, расположенным на территории муниципального образования Ленинский район Республики Крым.

Виктор Андреевич Чернорез

Родился – Украинская ССР, Харьковская обл., Изюмский р-н, с. Пески.
В 1932 был призван на службу в Советскую Армию.

Участник Великой Отечественной войны.
Имеет награды.
1944 — Орден Красной Звезды. Медаль «За боевые заслуги».
1945 – Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
1949 — Орден Красной Звезды
1953 — Орден Красного Знамени
1954 — Орден Ленина
1956 — Орден Красной Звезды
1958 — Орден Красного Знамени

чернорез награждение

С отличием окончил Военную Артиллерийскую академию им. Ф.Э. Дзержинского.

Чернорез В.А. перед поступление в адьюнктуру

Служил на научно-испытательном полигоне авиационной техники (впоследствии 4-е Управление ГК НИИ ВВС
Управление испытаний авиационного вооружения), начальником испытательского отдела, заместителем по научно-испытательной части начальника управления.
С 1947 заместитель по научно-исследовательской работе 71-го полигона ВВС, а с 1952 руководитель этого центра. Центр внёс большой вклад в отработку и внедрение в части Советской Армии новейшей ракетно-ядерной техники, обеспечивал авиацией большое количество ядерных испытаний (около 178)

Виктор Андреевич Чернорез

Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
Награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами Ленина, медалями. Лауреат Сталинской премии.

Информация с pamyat-naroda.ru

С уважением, Администрация сайта

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

История поселка Багерово

Роман Зимнухов, наш выпускник 2002г и глава Администрации Багеровского сельского поселения, рассказывает об истории поселка Багерово.

“Посёлок Багерово в период Великой Отечественной войны выглядел совершенно не так, как сегодня.
В границах современного населённого пункта находилось ряд поселений, имеющих отдельные названия и характерный состав местного населения.

А еще ранее на карте, в 19 веке, появился рабочий посёлок камнетёсов в районе современного карьера. В народе его прозвали Вишнёвкой, так как здесь на каждой улице растут вишневые деревья.
В разные периоды закрытые каменоломни находились в собственности разных помещиков, чаще всего упоминается фамилия Мясников. Рядом расположились владения экономии испанского консула в Одессе Франциско Багуера и Рибаса, в честь которого впоследствии и назвали Багерово.”
****Но есть и противоречивые данные о том, что поместье на территории нынешнего Багерово было приобретено немцем Баугером в 1897 году, имение площадью 5,2 десятины. Поместье располагалось, как свидетельствуют документы Керченской управы 1897 года на территории нынешнего поселения, в которой в те времена проводились разработки каменоломен Керчь-Еникальской городской управой по инициативе городского головы Евстафия Дмитриевича Ходжолупо.

С конца 1890 г. с развитием камнедобывающего промысла старое название поместья Баугер было упрощено и стало именоваться Багерово. Как следует из архивных документов, еще в 1908 году, согласно протоколов заседаний городской думы 1908-1910 гг, конкретно от 30 мая 1908 года большинством голосов постановили «… пожертвовать Катерлезскому Георгиевскому женскому общежительному монастырю на постройку церкви и школы в г. Керчи на Сенной площади городской камень, находящийся на складе возле Багеровских каменоломен (3000 штук)…»
В архивных документах более раннего периода встречается информация, что еще в 1860 году камень для крепости «Керчь» использовался для строительства стен (казарм) из багеровского и аджимушкайского камня. Багеровская каменоломня находилась в отдаленности от города, на земле помещика Баугера и разрабатывалась менее других по причине отдаленности от города. В мае 1860 года в ней работало 20 пильщиков и, штука камня стоила до 5 копеек, доставка до 4 копеек за штуку, так что на стройке кубическая сажень багеровского камня обходилась 30-35 рублей серебром.

Багеровские каменоломни – это подземные выработки и образовались они в результате добычи известняка. Время добычи камня 1910-1950 гг, состояли их трех систем. Общая протяженность более 18 км.
В 1900 году закончено строительство железной дороги до г. Керчи, и в статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года в Сарайминской волости Феодосийского уезда значится уже железнодорожный разъезд Багерово, находящийся в 15 км от г. Керчи.

По Постановлению Крымревкома от 08.01.1921 г. была упразднена волостная система и селение включили в состав Керченского уезда, в октябре 1923 года преобразованного в Керченский район. Когда закрепился вариант названия Багерово, точно не установлено, на карте Крымского статистического управления за 1922 год оно уже присутствует. В 1925 году из нескольких мелких колхозов был создан колхоз «Россия» с центральной усадьбой Багерово, в советское время один из успешных колхоз-миллионер, имел свои виноградники, консервный заводик, маслозавод и винзавод. Была своя мельница, пекарни, животноводческие фермы. Колхоз был одним из лидеров в районе по производству семенного материла зерновых культур.
В советский период было создано карьероуправление, здесь более других местным запомнился гражданин Белый.

Роман Зимнухов рассказывает дальше “В западной части посёлка находилось поселение Первомайское, состоящее из переселенцев с территории степного Приазовья, населённые пункты которых попали в зону созданного в 1939 году филиала Крымского испытательного полигона.
Территория северной части посёлка от железной дороги была опутана сетью узкоколеек, по которым отгружали строительный известняк для нужд большой страны.
Согласно архивной документации, с эстакад Багеровской платформы отправлялся камень местной скалы на многие железнодорожные узлы линии Курской железной дороги для обустройства и капитальной застройки крупных станций и частных домовладений. ”

****Согласно списку населенных пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17декабря 1926 года, на железнодорожной станции Багерово Маяк-Салынского сельсовета Керченского района, числилось 3 двора, население составляло 15 человек, из них 11 русских, 4 украинцев. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года в селе проживало 665 человек.

Уже летом 1941 года, когда началась война, мужское население посёлка начали отправлять на фронт. Кого-то забирали прямо во время уборочной страды, кто-то отправлялся добровольцем. Были и те, кто откровенно прятался, и впоследствии пополнял ряды полицаев, сотрудничавших с оккупационным режимом, состоявшим из немцев и большей частью румын.

До 500 мирных жителей с коровами и хозяйственным инвентарём после второй волны оккупации Керченского полуострова, начавшейся в мае 1942 года, были вынуждены спуститься в каменоломни.
В годы оккупации здесь действовал партизанский отряд «шахта Багерово» под руководством работавшего в мирное время проходчиком-инженером Багеровской скалы Степаном Париновым (24 октября 1943 — 5 марта 1944 года), костяк которого состоял из военнослужащих и бежавших из лагерей военнопленных.

Мемориальная доска

Руководитель партизанского отряда погиб от рук гитлеровцев в апреле 1944 года за несколько дней до освобождения Керченского полуострова от немецко-фашистских захватчиков.
****Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Крыма в районе поселка был построен аэродром, обеспечивающий связь Керчи с неоккупированной территорией, который неоднократно переходил из рук в руки в ходе военных действий. В период с апреля по май 1942 года на аэродроме размещались полки 15 ударной авиационной группы Ставки ВГК, выполняющих авиационную поддержку обороняющихся войск Крымского фронта.

*В период 1941-1944 гг. в районе поселка был построен и функционировал небольшой аэродром, который обеспечивал связь Керченского полуострова с Большой землей. На месте южной части современных рулёжек Багеровского аэродрома располагалась полуторакилометровая взлётно-посадочная полоса, к которой от железнодорожной линии также была проложена узкоколейка, по ней доставлялся смертоносный груз для немецкой авиации. Здесь базировалась истребительная группа люфтваффе II./JG 52 с ноября 1943 по март 1944 годов.
Именно она совершала налёты на территорию Крыма и Прикубанья. По мере прилета в Багерово, немецкие летчики сразу же вступали в бой. Кого 1 ноября встретили в небе над Багерово советские летчики? Это были хорваты. Они входили в 15.(Kroat)/JG52, которая 21 октября прибыла на аэродром Багерово, в 15 км западнее Керчи. Это была отдельная эскадрилья в составе JG52, действовавшая совместно с другими авиагруппами, но не подчинявшаяся им.
В эскадрилье на тот момент насчитывались 15 летчиков во главе с обер-лейтенантом Мато Дуковачем. Все они были добровольцами, носили форму люфтваффе и имели немецкие звания, соответствующие их званиям в хорватской авиации. Внешне отличить их можно было лишь по специальному знаку на левой стороне мундира, указывавшему на принадлежность к Хорватскому воздушному легиону.

Полеты на аэродром Багерово под Керчью считались особенно опасными для нашей авиации. Более 400 стволов зенитной артиллерии различного калибра, сотни крупнокалиберных пулеметов, около 150 прожекторов прикрывали этот аэродром, служивший основной воздушной базой обеспечения фашистов на побережье. Появилась здесь и новинка – комплекс прожекторов, сопряженных с радиолокатором. При обнаружении РЛС советского самолета, немедленно включались прожектора с мощными разноцветными лучами.

В 500 метрах северо-западнее современного поселкового совета за забором из колючей проволоки находился один из местных концентрационных лагерей с печально известной башней, под которой по сей день покоятся сотни убитых военнопленных и мирных жителей, ставших подневольными узниками лагеря. Фашисты использовали труд заключённых и мирных жителей для обслуживания аэродрома.(*из книги М.Зефирова “Воздушная битва за Крым.”)

История Великой Отечественной войны в Керчи насчитывает немало страшных страниц.
****Во время войны недалеко от поселка в противотанковом рву, который был выкопан в августе 1941 года как оборонительный объект на подступах г. Керчи, было расстреляно семь тысяч советских граждан, в связи с проводившимися немцами в ноябре-декабре 1941 года массовыми расстрелами. Весь мир узнал о зверствах фашизма.
В истории ров называется Багеровский, но по факту он расположен в с. Октябрьское, там и установлен памятник погибшим.

Багеровский ров

Здесь, неподалеку от Керчи, в конце 41-го года было зверски убито и сброшено в яму несколько тысяч мирных жителей – стариков, женщин, грудных детей. Перед казнью многие из них подверглись чудовищным пыткам.

Памятник, погибшим в Багеровском рву

Вечная скорбь...Вечная память...

**С 1947 по 1972 г. в Багерово функционировал 71й полигон. Все деревни, которые располагались на территории полигона, были переселены и объединены, так началось строительство в поселке новых домов, школ, детских садов, больниц и домов культуры.

Мемориальная доска Чернорез В.А.

Решение о создании 71-го полигона ВВС для авиационного обеспечения ядерных испытаний было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г. и приказом министра обороны от 27 августа 1947 г.
При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.

Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома.
Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского оз., а западная — к Казантипскому заливу.
На отведенной территории все бывшие аэродромные сооружения и взлетно-посадочная полоса были разрушены, жилой фонд отсутствовал. К этому следует добавить, что в районе будущего гарнизона не было дорог, источников водоснабжения, отсутствовала линия электропередачи.

На долю руководства полигона выпала необычайно сложная и ответственная задача по строительству необходимых производственно-служебных сооружений, созданию казарменного и жилого фонда для личного состава и других объектов. Необходимо было уже со следующего 1948 г. приступить к летным испытаниям разрабатываемых изделий.
К первоочередным объектам строительства относились:
— сооружение взлетно-посадочной полосы, стоянки для самолетов и командного пункта управления полетами;
— приспособление оставшихся полуразрушенных сооружений и строительство вновь лабораторно-испытательных объектов для проведения наземных испытаний изделий и подготовки их к летным испытаниям при сбрасывании с самолетов;
— строительство цели для бомбометания;
— прокладка от ближайшей станции железнодорожных путей к разгрузочной рампе и складам ГС.

Параллельно с этим велось строительство казарм, жилья, объектов соцкультбыта, электро — и водоснабжения и отопления гарнизона. Со стороны ВВС, МО и других ведомств проявлялась всесторонняя помощь в строительстве и обеспечении гарнизона необходимым оборудованием при строжайшем контроле сроков введения объектов в строй.
Вначале полеты выполнялись с впп, покрытой металлическими плитами. Строительство этой полосы в срочном порядке было выполнено как внеочередное. В последующем была сооружена впп с железобетонным покрытием и созданы соответствующие аэродромные системы, обеспечивающие полеты в дневных и ночных условиях всех существовавших и проектировавшихся в то время самолетов.

В сравнительно короткое время казарменная и жилая зоны городка были благоустроены. Решены проблемы электро-, водо- и теплоснабжения, проблемы канализации.
Построены солдатский клуб и гарнизонный Дом офицеров на 620 мест,

ГДО,1966 год

две гостиницы, госпиталь и поликлиника, четыре магазина,

Багеровская средняя школа №1

образцовая средняя школа (теперь Багеровская средняя школа №1 имени генерала В.А.Чернореза), детский сад, пионерский лагерь на 200 мест.

В 1972 г. 71-й полигон прекратил свое существование как самостоятельная организация и по директиве Генерального штаба МО был реорганизован в 10 Управление при 8 ГНИИ ВВС с дислокацией в р-не г. Ахтубинска.

За четверть века здесь выполнен большой объем работ по авиационному обеспечению ядерных испытаний, отработке и испытаниям образцов ядерного оружия для авиации ВВС и ВМФ, средств их эксплуатации и боевого применения. До введения в 1962 г. моратория на ядерные испытания 71-м полигоном ВВС обеспечили — 180 воздушных ядерных испытаний при сбрасывании ядерных бомб с семи типов самолетов-носителей.

***В 1972 году сразу после выпуска курсантов из Ейского училища началось перебазирование отделения для подготовки специалистов профиля по подготовке штурманов боевого управления в Крым – в пгт. Багерово.
Для этого была сформирована кафедра Боевого управления авиацией.
В связи с передислокацией произошли и штатные преобразования: отделение стало отделом и теперь он включал в себя три учебные кафедры: Теории и методики наведения, Автоматизированных и радиотехнических средств управления авиацией, Боевого управления авиацией, а также – учебно-тренажный комплекс и учебно-действующий командный пункт.

Для обеспечения учебного процесса отдела, который теперь стал называться отделом подготовки штурманов(ОПШ) боевого управления авиацией, были созданы: авиационный полк, батальон обеспечения, батальон связи, узел автоматизированной системы управления. Стояла задача в кратчайшие сроки подготовить учебную базу для проведения плановых занятий, которые начались с 12 ноября 1972 года.

Мемориальная доска на здании вокзала ст.Багерово

Первые курсанты 3 курса лётных и штурманских училищ прибыли 10 ноября 1972 года. Курсанты 4 курса ОПШ прибыли из отпуска позже, но тоже в ноябре. Первый выпуск ОПШ был в октябре 1973г.
Весной 1974 года ОПШ БУА из Ейского ВВАУЛ был передан в состав ВВВАУШ и сменил свое название на – отдел подготовки офицеров боевого управления авиацией (ОПОБУА)

Через некоторое время в филиале начали набор и обучение с первого курса. В 1990 году училище было переименовано в Луганское. В начале 1991 года, как результат процесса распада СССР, училище передано в состав ВВС Украины.

После провозглашения независимости Украины министерство обороны страны было не в силах поддерживать училище и его постепенно начали сокращать, а в октябре 1993 года Луганское ВВАУШ имени Пролетариата Донбасса вошло в состав Харьковского института Военно-Воздушных Сил в качестве филиала (Харьковский университет Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба).

Последний выпуск курсантов из ЛВВАУШ был произведен в 1996 году и в конце того же года на базе училища была сформирована 205-я авиационная учебная база Харьковского института ВВС, которая просуществовала два года и была расформирована.
Датой официальной ликвидации ЛВВАУШ считается – 17 июля 1997 года.

ВВВАУШ

Жизнь в Багерово изменилась, без воды, без газа, без отопления, эти годы были испытанием для многих людей. Люди верили и ждали, что изменения произойдут.
В 2014 году Крым вернулся в родную гавань, в Россию.

В настоящее время в Багерово расположены и функционируют 2 общеобразовательные школы, районная участковая больница, поликлиника, дом культуры, Багеровский завод марочных коньяков. На территории поссовета расположен уникальный Караларский ландшафтный парк и не менее уникальное озеро Чокрак.

**Текст о 71м полигоне взят с сайта militera.lib.ru, проект «Военная литература», Куликов С. М. — Авиация и ядерные испытания, обработка
***Из воспоминаний участников тех событий и местных жителей(прим.автора)

**** источник https:© KERCH.COM.RU

……………………….

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

САРАНЧЕВ Николай Георгиевич (1906 — 1944)

САРАНЧЕВ Николай Георгиевич (1906 — 1944)

Саранчев Николай Георгиевич

Подполковник
Герой Советского Союза (1940)

Саранчев Н.Г. в центре

На время представления к званию Героя Советcкого Союза:
командир эскадрильи 35-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (Особая авиационная бригада, Северо-Западный фронт), капитан

Учетная карточка Саранчева Н.Г.

Родился 11.11.1906 в городе Ялта ныне Республика Крым в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1940. Образование неполное среднее. Работал виноградарем совхоза «Алушта».

В Советской Армии с 1926. Окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов.
Участник советско-финляндской войны 1939—40.

Командир эскадрильи 35-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (Особая авиационная бригада, Северо-Западный фронт) капитан Саранчев к январю 1940 совершил десятки боевых вылетов на бомбардировку стратегических объектов противника, нанеся ему огромный урон в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Николаю Георгиевичу Саранчёву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали«Золотая Звезда».

Вырезка из газеты

В период Великой Отечественной войны Н.Г.Саранчёв работал летчиком-испытателем НИИ ВВС.
4 января 1944 года подполковник Николай Георгиевич Саранчёв трагически погиб при выполнении испытательного полета на новом Ла-5.
На командный пункт пилот не успел передать ни слова, его боевая машина, не выйдя из пике, врезалась в землю.

Похоронен в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Плита колумбария Новодевичьего кладбища северная сторона*фото В.Воробьева)

С уважением, Администрация сайта

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

Лисконоженко Николай Гаврилович(1919-1941)

ЛИСКОНОЖЕНКО Николай Гаврилович(1919-1941)

Лисконоженко_Николай_Гаврилович Указ о присвоении звания Героя Советского Союза

Родился 6 мая 1919 года в селе Новоданиловка ныне Акимовского района Запорожской области (Украина). Окончил 7 классов школы и школу ФЗУ. С августа 1936 года работал слесарем в Мелитопольском паровозном депо, одновременно учился в аэроклубе. В РККА с 1938 года. В сентябре 1939 года окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф.Мясникова. В звании младшего лейтенанта был направлен служить в Ленинградский военный округ.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал в районах Малой Вишеры, Чудова, Новгорода. Совершил 2 боевых вылета на штурмовку войск противника.
Награждён орденом Ленина. Родился в семье крестьянина. Украинец. С 1932 г. жил в г. Мелитополь. Окончил 7 классов школы и слесарно-механическую школу фабрично-заводского ученичества им. Ф.Э. Дзержинского в Мелитополе. С августа 1936 г. работал слесарем в Мелитопольском паровозном депо, являлся рабкором областной газеты. В ноябре 1937 г. окончил Мелитопольский аэроклуб.
В РККА с 1938 г. В сентябре 1939 г. окончил Качинскую Краснознаменную военную авиашколу им. тов. Мясникова.

В летно-строевой аттестации Лисконоженко указывалось: «Физически хорошо развит. Воля сильная. Смел и решителен. К учебе относится с интересом. Летает хорошо. Морально устойчив. В преданности Родине и делу партии сомнений не вызывает. К использованию в истребительной авиации годен».
Осенью 1939 г. ему было присвоено воинское звание младший лейтенант. Служил в Ленинградском военном округе.
Участвовал в советско-финской войне.
Участвовал в Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Был лётчиком 513-го истребительного авиаполка ВВС 52-й отдельной армии. Сражался в районе Малой Вишеры, Чудова и Новгорода. Совершил 2 боевых вылета на штурмовку войск противника.

2.11.41 г. 22-летний лейтенант Лисконоженко на ЛаГГ-3 таранил бомбардировщик Ju.88, а затем, уже раненый, таранил Bf.109. Умер от ран.

Памятник Лисконоженко, установленный в г.Малая Вишера Новгородской области(фото с сайта Карта России)

В этот день он вылетел во главе звена ЛаГГ-3 (ведомые – летчики Зуев и Клочко) на штурмовку переправы противника через Волхов и прикрытие войск, перебрасываемых по железной дороге в район Малой Вишеры.
Когда они легли на курс в сторону Чудова, чтобы проштурмовать переправу, то возле деревни Селищи обнаружили шесть бомбардировщиков Ju.88 в сопровождении шести Bf.109.

«Как было условлено еще на земле, Клочко стал набирать высоту, чтобы связать боем вражеские истребители. Лисконоженко и Зуев, прибавив моторам оборотов, устремились к бомбардировщикам.

Но молниеносная атака не удалась. Слишком неравными были силы. Да и фашисты, видимо, попались опытные. Клочко оттянул на себя три «мессера». Остальные набросились на Зуева и Лисконоженко. Завязался бой на горизонталях. Истребители усиленно старались зайти один другому в хвост. Потом бой перешел на вертикали. Фашистам удалось разбить нашу пару, оттянуть ее от бомбардировщиков. Бомбардировщики беспрепятственно приближались к нашим войскам. Казалось, вот-вот полетят вниз бомбы…

Один из «лаггов»… вдруг… круто отвернул и оказался позади «юнкерса».

Командующий 52-й армией генерал-лейтенант Н.К. Клыков внимательно наблюдал со своего командного пункта, расположенного в землянке у села Каменка, за воздушным боем.
— Смотрите, какой молодец! — воскликнул генерал. — Сейчас он ему даст!

Но выстрелов не было слышно. Командующий и находившиеся рядом с ним работники штаба армии поняли, что у нашего летчика кончился боезапас и что теперь ему нечем помешать врагу сбросить бомбы.
И вдруг советский истребитель, вплотную приблизившись к бомбардировщику, ударил его винтом по стабилизатору. «Юнкерс» беспорядочно закружил в воздухе и рухнул с бомбами на землю.
ЛаГГ-3 продолжал лететь. Он выдержал таран. Но теперь его атаковали три «мессера». Меткие очереди прошили кабину. И тогда случилось такое, чего не ожидали ни фашистские летчики, ни те, кто наблюдал за боем с земли: советский летчик пошел на второй таран. Своим самолетом он ударил ближайшего из атаковавших его «мессершмиттов». Фашистский истребитель вошел в пике, закончившееся ударом о землю…
ЛаГГ приземлился невдалеке от командного пункта…

Генералу доложили:
- Приземлился, товарищ командующий, командир звена лейтенант Лисконоженко. Тяжелое ранение в голову и плечо. Отправлен в госпиталь.
- Проверьте, чтобы немедленно была оказана помощь. Подготовьте ходатайство о присвоении звания Героя Советского Союза! – приказал командарм».

Летчик был доставлен в госпиталь на станции Краснянка, но спасти жизнь ему не удалось. Он скончался в тот же день.

Похоронен в деревне Каменка Маловишерского района Новгородской области. На его могиле установлен памятник.

Карточка о перезахоронении

27.12.41 г. Лисконоженко Николаю Гавриловичу присвоено звание Герой Советского Союза посмертно.
Приказом Министра обороны СССР от 20.12.58 г. лейтенант Лисконоженко был навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи одно из испытательного авиа полка воинской части , в которой воевал (впоследствии дислоцированной в Багерово).

Аллея Героев в г.Мелитополь, Запорожская область(фото А.Домбровский)

С уважением, Администрация сайта

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна